Относительный авторитет Священного Корана и Хадисов

 

Многие люди принизили авторитет Священного Корана по сравнению с Хадисами (Преданиями о Святом Пророке). Слабые и даже ненадёжные Предания были подняты до уровня более высокого, чем Священный Коран. Во имя верности Святому Пророку послания Всемогущего Бога были искажены себялюбивыми и низкопробными богословами. Священный Коран может отвергать что-то как угодно ясно, но если ими находится слабый Хадис, утверждающий обратное, он ставится над текстом Священного Корана. Точно так же, Священный Коран может утверждать что-то в каких-угодно ясных словах, но самый слабый Хадис, опровергающий это, пользуется у подобных людей намного большим авторитетом.

Некоторые мусульмане думают, что Священный Коран - это не речь Бога, но речь самого Святого Пророка. Они называют Священную Книгу божественной, точно так же, как если бы она была, по их понятиям, речью Самого Бога. Однако они придерживаются взгляда, что мысли и идеи, возникшие в чистом и трезвом разуме Святого Пророка, были вызваны и поддерживались Аллахом. Таким образом речь Священного Корана становится речью Бога.

Если выразить сказанное еще строже, то идеи и мысли приходят от Бога, но слова, в которые последние облечены, происходят от самого Святого Пророка. Бог, оказывается, не ниспосылает слов. Ниспослание слов, оказывается, предполагает наличие голосовых связок, которых лишен Аллах! Поэтому идеи пришли от Бога, но слова - от Святого Пророка!

Некоторые мусульмане думают, что Священный Коран не подлежит переводу. Однако простые, не знающие арабского языка мусульмане при этом способны понимать Священный Коран только при посредстве переводов. Таким образом запрет на переводы препятствует мусульманам понимать Священную Книгу. Кроме невежества, реакции и распространения нерелигиозности, чего же ещё можно ожидать от такого запрета?

Некоторые думают, что Священный Коран - это книга, содер жащая широкие философские принципы. Решительные наставления здесь и там не означают, что эта книга может дать нам детальное руководство.

Некоторые думают, что слова Священного Корана не всегда подлежат чтению в том порядке, в котором были записаны, что они могут быть прочитаны посредством того, что богословы называют Такдим и Такхир, благодаря каковым порядок слов может быть изменен ради достижения смысла.

Некоторые собрали все выдуманные истории, какие только имелись в их распоряжении, независимо от того, имеют эти истории какое-либо значение или нет. Эти истории могут быть противны здравому смыслу или совести, они могут противоречить ясному учению Священного Корана, но они используются в комментариях в качестве так называемого Израилитского материала. Эти истории приписываются святым и праведникам, которые жили и умерли задолго до нас и поэтому не могли знать, что именно им станут впоследствии приписывать.

Некоторые отрицают, что существует вообще какой-нибудь рациональный порядок или последовательность различных частей Священного Корана, что существует связь между айятом и айятом, главой и главой. Они открыто провозглашают, что содержанием Священного Корана является беспорядочная мешанина, более похожая на речь человека, не отдающего себе отчета в том, что он говорит. Вещи, совершенно не имеющие отношения друг к другу, представлены как вытекающие одна из другой. Нет и речи о разумной связности.

Весьма распространенным и весьма общим взглядом, бытующим среди мусульман, является тот, что Аллах, по какой-то причине, более не разговаривает с людьми. Божественное свойство Такаллум (речь), по мнению большинства, прекратило свое бытие. Теперь Бог видит и слышит, но не разговаривает.

Короче говоря, различные группы мусульман предложили разные взгляды на Священный Коран. Итогом стало расчленение Священной Книги. Красота, величие и живая суть Книги были уничтожены, и все это - во имя служения Священной Книге! Это не служение, но непослушание. Результатом его стало отчуждение людей от Священной Книги и полное их равнодушие к ее воздействию.

Хазрат Мирза Сахиб развеял все эти недоразумения. С помощью могучих доводов он доказал, что Священный Коран - это воистину Последнее Благовестив, Последний Закон Бога для человека. Никакая часть его никогда не отменялась. Он не поддается никаким вмешательствам. Всё, чему бы он ни учил, можно использовать на практике. Никакая часть его на деле не противоречит другой, поэтому никакая часть не нуждается в отмене. Те, кто видит в нем противоречие или непоследовательность, попросту лишены понимания или невежественны. Они проецируют свое собственное непонимание на Священную Книгу. Священная Книга, учил Хазрат Мирза Сахиб, не изменилась ни на йоту с тех пор, как была явлена. Каждое слово, каждая буква остается такой, какой они были явлены Святому Пророку. Эта Книга не только никоим образом не изменилась, она даже неспособна ни на какие изменения. Ни смысл, ни сам текст не способны претерпеть никакой перемены. В ней не может быть никакого чуждого вмешательства. Сам Бог является ее Стражем. Он промыслил и физические, и духовные средства для ее сбережения. Вмешательство человека неспособно исказить ни его текста, ни его смысла. Неверно, таким образом, думать, что ка кие-либо айяты или части были превзойдены последующими, или что Священная Книга претерпевала какие-либо перемены. Невозможна самая малейшая перемена в ней. Священный Коран и сегодня в любом смысле обережен и останется таковым в будущем. Говорить, что любая часть Священного Корана могла исчезнуть, значит обвинять Бога. Это значит, что Бог послал людям совершенную книгу руководства, но она не сохранила своего совершенства с течением времени. Она не смогла исполнить своего предназначения даже в течение одного дня. Думать, что Священный Коран мог претерпеть изменения, значит сомневаться в достоверности Священного Корана.

Если Священный Коран может подлежать изменениям, тогда новое писание и новый пророк должны быть посланы ради руководства человечеством. Противно всякому разуму полагать, что человечество должно оставаться вне руководства хотя бы и на один день.

Хазрат Мирза Сахиб также доказал, что Священный Коран - по сути, любое Божье откровение - сам является доказательством против вмешательства Сатаны. Невозможно, чтобы Сатана мог примешивать свою речь к речи Бога путем подражания голосу Пророка или используя его голосовые связки. Хазрат Мирза Сахиб привел в качестве довода свой собственный духовный опыт. Несмотря на то, что он был всего лишь скромным слугой и последователем Святого Пророка, даже откровения, получаемые им самим, были свободны от сомнений. Как же можно бросать тень сомнения на откровения, получаемые его Господином и Учителем? Таким образом, не может быть никакого сомнения в Священном Коране. Священный Коран есть руководство на все времена. Полагать, что такое руководство могло претерпевать Сатанинское вмешательство, даже на мгновение, было бы гибельно.

Хазрат Мирза Сахиб подчеркнул истинные суть и статус Священного Корана. Он указал, что обещание Божественного обережения было исполнено самыми чудесными путями. Даже враги Священного Корана признали, что Священный Коран остался не прикосновенным со времени своего откровения. Предпринимать попытки сравнивать Хадисы со Священной Книгой - это оскорбление, наносимое Священной Книге. Оно восходит до отрицания Священного Корана.

Если и есть на свете Хадисы, противоречащие Священному Корану, они не могут быть достоверными Хадисами. Даже сам Святой Пророк Аллаха не может противоречить Слову Аллаха. К тому же различные виды Хадисов не собирались и не коллекционировались с такой безупречной тщательностью, с какой это надлежало делать. Хадисы, таким образом, нельзя сравнивать со Священным Кораном. Хадисы должны занимать в отношении Священного Корана подчиненное положение.

           Если возникает какое-либо противоречие между Хадисом и Священным Кораном, мы должны отвергнуть именно этот Хадис. Противоречащий Священному Корану Хадис - это всегда нечаянный или намеренный домысел. Широко распространилось убеждение, что детали религиозных обязанностей и религиозной истории пришли к нам через Хадисы. Хазрат Мирза Сахиб учил, что был и третий источник религиозного знания, которым являлась Сунна. Под Сунной понимается зримая практика Святого Пророка, все, что он делал или то, что видели его совершающим его Сотоварищи. То, что они обрели путем прямого подражания Святому Пророку даже более достоверно, чем любое приписываемое Пророку речение, потому что последнее дошло до нас через длинную цепь рассказчиков. Достоверность Сунны покоится на верном фундаменте. Миллионы мусульман наблюдали, как миллионы других мусульман совершают определенные вещи определенным образом, и сами совершали их этим определенным образом. От них эта практика перешла к последующим поколениям мусульман. Такие хорошо обоснованные обычаи, существующие в поколениях мусульман, не противоречат Священному Корану. Записи Хадисов предположительно являются записями действительных речений Святого Пророка. В процессе пересказов эти речения могли быть искажены, поэтому какие-то Хадисы могут, благодаря рассказчикам, противоречить Священному Корану. Достоверность каких бы то ни было Хадисов, таким образом, находится под вопросом.

Если Хадис противоречит какой-то части Священного Корана, он не заслуживает никакого внимания. Если, однако, он соответствует Корану и находится в согласии с ним, он заслуживает признания. Таким образом он становится частью истории или историческим свидетельством, которое нельзя беспричинно отбрасывать. Важные истины могут быть утрачены, если исторические свидетельства будут отметаться с легким сердцем.

Мусульманские комментаторы не удовольствовались одной этой басней.

Хазрат Мирза Сахиб показал также пустоту того воззрения, что слова Священного Корана не являются божественными, что они могут быть приписаны Святому Пророку. Хазрат Мирза Сахиб доказал, что слова, гласные и значки гласных в тексте Священного Корана - божественного происхождения. Святой Пророк был Посланником, Вестником Божьего Слова, но не его автором. Неверно было полагать, что коль скоро человеческая речь предполагает наличие губ и голосовых связок, а Бог не нуждается в подобных средствах для речи, то Он и не может говорить с людьми так, как один человек разговаривает с другим. Подобные мысли взяты ниоткуда. Бог - Уникален. "Ничто не подобно Ему". Силы и свойства Бога не могут рассматриваться в тех же терминах, что свойства смертного человека.

Если речь невозможна без голосовых органов, тогда и сотворение вещи невозможно без посредства рук. Нелепо придавать Богу руки наподобие человеческих. Но тогда должны ли мы отрицать, что Бог является нашим Создателем? Отсюда следует, что Бог может говорить с людьми без посредства обычного голосового аппарата точно так же, как он способен творить без посредства рук. И вновь, Хазрат Мирза Сахиб привел в качестве довода свой собственный опыт и сказал, что трудности этого сорта возникают в умах в результате чистого невежества. Те, кто не чужд опыту откровений,

знают, какими бывают откровения. Хазрат Мирза Сахиб сказал, что откровения, получаемые им, были облечены в слова.

Если он мог получать словесные откровения, почему не мог получать их Святой Пророк, Руководитель человечества, Избранный, Наиболее Возлюбленный Богом, мир и благословения Аллаха да пребывают с ним? Те, кто не имеет опыта откровений, не должны пускаться в спекуляции относительно их природы и содержания. Невежество дурно само по себе, но высказывание мнений о вещах, относительно которых мы невежественны, еще хуже. Тщетно, говорил он, для людей, чуждых Богу, размышлять о Господних путях. Хазрат Мирза Сахиб также опроверг тот взгляд, что Слово Божье не подлежит переводу. Как иначе могли бы смысл, красота и глубина Священного Корана быть донесенными до тех, кто не знает арабского языка? Неверно было бы, однако, и публиковать только переводы Священного Корана.

Если бы публиковались одни лишь переводы, люди постепенно забыли бы оригинальный текст. Существовала даже возможность, что переводы, выполненные с других переводов, приведут к тому, что оригинальный текст будет предан забвению. И необходимо, и полезно было сопровождать именно оригинальный текст соответствующим переводом. Необходимо также было распространять хотя бы минимальные познания в арабском языке. Мусульмане должны знать арабский язык настолько, чтобы иметь возможность читать Арабский Коран и обретать благодать и благословенность, каких нельзя обрести другим путем. Необходимо было изучать хотя бы те части Священного Корана, которые используются при ежедневных молитвах.

Хазрат Мирза Сахиб отверг также взгляд, что Священный Коран является богоявленской книгой в целом, но не в частностях, что он наставляет в широких принципах по определенным поводам, но что его никогда нельзя воспринимать буквально. Хазрат Мирза Сахиб подчеркнул то воззрение, что Священный Коран является ясным и всеобъемлющим руководством. Он самым ясным образом излагает истины, которые необходимы человеку для его духовного развития. В этом смысле ему нет равных. Но мусульмане перестали размышлятъ над содержанием Священной Книги, поэтому они должны были винить только самих себя, если смысл Священного Корана оставался скрытым для них. Священный Коран наставляет:

" Это действительно преславный Коран, в виде хорошо сохраненной Книги, которой не коснется никто, кроме тех, которые очищены." Аль Вакиах, 56:80

Для получения доступа к более глубокому смыслу Священного Корана, необходимо быть духовно чистым и не оскверненным. Люди низменного понимания имеют обыкновение перекладывать свои собственные низменные размышления на Священный Коран. Хазрат Мирза Сахиб показал, каким образом религиозные истины

и принципы могут быть извлечены из самого Священного Корана. Он исследовал возражения, выдвигаемые против Священной Книги недругами Ислама и доказал, что более ясного и всеобъемлющего руководства по разрешению нравственных, религиозных и духовных сложностей человека в мире не существует. Священный Коран скуп на слова, но под этими словами находятся океаны смысла.

Единственная фраза и единственное предложение могут хранить в себе несколько значений. Текст Священного Корана является чудом, потому что один и тот же текст способен отвечать изменяющимся нуждам человека. Эти нужды человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств его жизни.

Хазрат Мирза Сахиб опроверг также теорию про Такдим и Такхир. Он учил, что слова Священного Корана расставлены по самым соответственным местам. То место, какое они занимают в Священном Коране, нельзя переменить без того, чтобы не нанести ущерба смыслу. Только невежды полагают, что слова Священного Корана можно поменять местами. Эти слова нужно прочитывать там, где они поставлены. Место, занимаемое каждым словом, существенно важно для его значения. Красота и многообразие значений Священного Корана зависят от порядка слов, промысленных в нем. На многих примерах Хазрат Мирза Сахиб показал, что порядок слов есть часть Священного Текста. Невежество и недопнимание вели людей к тому, чтобы подвергать это сомнению.

Израилитские истории

Хазрат Мирза Сахиб протестовал также против вольного использования Израилитских историй ради понимания Священного Корана. Авторы комментариев были введены в заблуждения cлучайным и поверхностным сходством между изложениями, находящимися соответственно в Священном Коране и иудейской литературе. Когда изложения Священного Корана отличаются от иуйских, это означает, что Священный Коран не приемлет иудейской версии. Неправильно в таком случае принуждать Священный Коран к согласию с изложениями, выдуманными другими людьми. Священный Коран - это не книга беллетристики и даже не книга истории. Он не интересуется повествованиями о прошедших бытиях помимо их духовной значимости или значимости в качестве предсказаний Будущего. Ссылки на прежние исторические события служат предупреждениями о том, что сходные события могут иметь место в жизни Святого Пророка или в последующей истории мусульман.

Если изложения прошедших событий, данные в Священном Ко ране, привести в соответствие с выработанными версиями тех же событий, имеющимися в иудейских книгах, мы только уничтожим смысл, который Священный Коран хочет донести до нас. Священный Коран есть свидетельство по поводу прежних писаний. Но прежние писания сами по себе не могут свидетельствовать по поводу Священного Корана. Для того, чтобы понять смысл Священного Корана, мы не должны привлекать свидетельств из прежних писаний. Ради понимания его смысла мы должны заглядывать поглубже в сам Священный Коран. Смысл Корана содержится в самом Коране. В посторонней помощи нет никакой нужды.

Хазрат Мирза Сахиб доказал также, что Священный Коран совершенен по своей структуре - по расположению глав, айятов и слов - так же, как по своим мыслям и своему языку. Темы Священного Корана взаимосвязаны. Они не следуют одна за другой случайным образом, но естественно и неизбежно возникают одна из другой. Совершенная структура пронизывает все целое. От первого слова первой главы до последнего слова последней содержание скрепляется разумной структурой. Священный Коран обладает совершенной внутренней конструкцией.

Его главы, айяты и слова следуют совершенному композиционному плану. Те, кто когда-нибудь осознавал этот план, приходили в экстаз. Когда они сравнивают красоту внутренней конструкции Священного Корана с кажущейся красотой конструкции в какой-либо человеческой книге, они обнаруживают целый океан различий. Те, кто не сумел проникнуть в суть Священного Корана, придерживаются взгляда, что Священная Книга переполнена не соответствующими друг другу темами и бесполезными повествованиями. Их взгляд основан на их невежестве, либо же они слишком торопятся обнародовать свое мнение. Хазрат Мирха Сахиб продемонстрировал миру совершенную структуру, пронизывающую Священный Коран, на примерах. Люди были изумлены.

Хазрат Мирза Сахиб опроверг также мнение, что Бог ныне не разговаривает с людьми. Он привел в доказательство свой опыт и сказал, что свойства Бога являются вечными, Божественные атрибуты не прекращают своего бытия.

Если Бог продолжает видеть и слышать так, как Он совершал это в прошлом, Он должен продолжать и говорить. Ведь Бог ниспосылает людям не только законы и наставления. Он дает также и уверения. Например, уверения в Своей благосклонности.

Если бы подобные уверения прекратились, мы не умели бы определять, доволен ли нами Бог. Поэтому Бог должен продолжат! говорить с людьми. Покуда в мире есть человеческие существа и покуда есть те, кто искренне подвизается, чтобы заслужить Его расположение и жить согласно Исламу, Бог должен продолжать воодушевлять людей Своими словесными уверениями. Таким образом Хазрат Мирза Сахиб устранил то множество недоразумений, что выросло вокруг богоявленных книг и вокруг самого феномена откровения. Эти недоразумения, будучи взяты воедино, могут бросить серьезную тень сомнений на ценность и законность богоявленных книг, не исключая и Священного Корана. Хазрат Мирза Сахиб перестроил эту часть мусульманских верований на прочном основании. Он явил истинную природу и величие божественного откровения и убедил своих последователей и остальных веровать в это откровение и его наличие в мире. Он устранил заблуждение, вкравшееся в умы мусульман и остальных и явил правду об откровении. Мусульмане и не-мусульмане в равной мере узрели сияющий свет Священного Корана. Они были ослеплены его великолепным сиянием.

 

Hosted by uCoz