Абудийят или Шариат?

 

           

Хазрат Мирза Баширутдин Махмуд Ахмад Второй Халиф  Обетованого Мессии, пишет:

                            Хазрат Мирза Сахиб показал, что целью человеческой жизни является Абудийят, то есть обретение божественных атрибутов или подражание Его свойствам, а не Шариат, то есть формальное соблюдение предписанных законов и внешних обязанностей. То, что установил Бог, мы действительно должны соблюдать и делать. Однако близость к Богу является бесконечным процессом. Мы можем оказываться все ближе и ближе к Нему, и все же не достигать Его, таким образом, мы не должны думать, что единожды достигли этой близости и поэтому никаких дальнейших усилий прилагать не нужно. Молитва, в которой наставляет нас Сура Фатиха - "Тебе Одному мы поклоняемся" и "К Тебе Одному мы взываем о помощи. Наставь нас на путь правый." - должна быть повторяема каждым мусульманином много раз на дню. Она была повторяема даже Святым Пророком, который произносил ее вплоть до своей кончины. Он повторял также и другие молитвы из Священного Корана, такие, как "О Владыка мой, умножь знание мое" (20:115). Близость к Богу и постижение Его сущности имеют бесконечные измерения, становясь все ближе и ближе к завершенности, но никогда не завершаясь. Даже Святой Пророк, не говоря уже об обыкновенных верующих, не мог допустить мысли, что молитва может стать излишней. Те, кто так думает, не имеют представления о Нескончаемости Бога. Бог подобен беспредельному океану. Никакой человек не может надеяться пересечь его. Думать так, значит оскорблять Бога.

Точно так же Хазрат Мирза Сахиб показал, что цель человеческого существования и человеческих устремлений содержится в применении учений Ислама. Эти учения подразумевают нужды человека на все времена и на всех уровнях культуры. Духовный прогресс человека сделал необходимым должное соблюдение учений Ислама, как в отношении практических установлений, так и в отношении теоретических верований. Неверно было полагать, что верования и их приложения подразумевали только минувшие времена и что их значение имеет только исторический интерес. Учения Ислама обладают вечной ценностью. Они - незаменимы.

Хазрат Мирза Сахиб учил также, что человеческая деятельность бывает двух видов. Один вид состоит из предписанных форм богослужения и установленных путей совершения деяний. Другой вид представляет собой излюбленные образы действия, методы и приемы, общепринятые у какой-то общины или какого-то народа. Святой Пророк, мир и благословения Аллаха да пребывают с ним, являл своим примером и собственной личностью оба вида деятельности. Он соблюдал различные формы богослужения, которые впоследствии стали частью ежедневной жизни мусульман. Он также демонстрировал способы действия, которые предпочитал другим способам. Однако Святой Пророк соблюдал также обычаи и установления своего времени, своего народа и своей расы. Последние не являлись частью Ислама. Ислам не укладывается в мерки никакого одного общества, одной нации, расы или группы. Он должен пониматься в терминах универсальных человеческих ценностей. Принуждать мусульман к соблюдению всех обычаев и привычек, которыми Святой Пророк обладал как араб и как представитель

племени Курейш было бы жестоко и не по-мусульмански. В этом отношении даже Сотоварищи Святого Пророка, его преданные современники, не следовали единому образцу. Они придерживались своих собственных образов и привычек, однако не обвиняли друг друга в том, что поступают вопреки Исламу.

Хазрат Мирза Сахиб опроверг также ту идею, что поскольку Святой Пророк был человеком из числа людей, мусульмане обязаны повиновением только Самому Богу, но не Святому Пророку. Возражая на это, Хазрат Мирза Сахиб учил, что пророки одарены особым пониманием Слова Божьего. Проникновение в Божий промысел, которым обладают пророки, не может быть разделено никем другим. Толкование Божьего промысла также является исключительным правом, прерогативой пророков. Непризнание этого означает отвержение веры.

Хазрат Мирза Сахиб отверг также убеждение, что всякий добрый человек может считаться авторитетом и его слово - последним словом по поводу религиозных верований и обязанностей. Верно, есть люди, которые не способны на собственные суждения. Ради их удобства кажется извинительным и даже необходимым, чтобы они выбирали себе руководителей, чья личная праведность, чистота и религиозные знания превосходят их собственные. Однако это не освобождает отдельных мусульман от ответственности иметь собственное мнение по поводу возникающих вопросов и от нахождения собственных ответов на эти вопросы. Мусульмане, наделенные знанием и пониманием вещей, не станут слепо и беспрекословно подчиняться никому. Те, кто благословлен знанием, обязаны по любому вопросу поступать соответственно своему знанию и суждению о том, что предлагают по указанному вопросу Священный Коран и Хадисы.

Хазрат Мирза Сахиб обнажил абсурдность расширения области применения религиозных учений без необходимости. Религия занимается нравственным и духовным развитием человека. Ее запреты и повеления не распространяются за установленную черту. Знание языков, например, - очень полезное приобретение. Все языки, в определенном смысле, были сотворены Богом. Язык можно выучить или не выучить в зависимости от того, насколько он служит назначенной цели. Приобретение познаний в языках не только не является грехом, оно является необходимостью. Некоторые языки полезны в деле распространения религии. Изучение этих языков является поступком, обладающим духовным достоинством.

Хазрат Мирза Сахиб строго запрещал взимание лихвы. Он наставлял в том, что этот Исламский запрет преисполнен мудрости. Мусульмане не должны относиться к нему легкомысленно и идти на компромиссы по его поводу ради мелочных мирских выгод.

Хазрат Мирза Сахиб учил также, что религиозные учение бывают двух видов. Они являются либо принципами, либо деталями принципов. Принципы были изложены в Священном Коране и по их поводу немыслимо любое расхождение. Любому человеку, таким образом, предоставляется возможность попытаться понять их смысл и сферу их применения. Детали принципов, со своей стороны тоже подразделяются на две категории. Первая категория состоит из частностей, изложенных самим Святым Пророком, когда of повелевал исполнение определенных вещей и воспрещал исполнять их другими способами. В подобных частностях мусульмане обязаны поступать так, как повелевал Святой Пророк. Другой категорией являются детали, которые можно понимать по-разному. Иногда мы имеем более, чем один вариант того, как Святой Пророк поступал в определенных обстоятельствах. Может случаться и такое, что мусульмане с самых ранних времен поступали в отношении этих частностей веры различным образом. В подобных делах очевидным долгом мусульман является взаимная терпимость. Они могут избирать свои способы действия, но обязаны терпимо относиться к тому, как поступают в данном отношении другие. Другие способы действия точно так же оправданы практикой, как и их собственные. Различные способы действия в таких случаях должны признаваться равноправными и одинаково законными.

Если различные способы действия не были узаконены Святым Пророком, как могла одна группа Сотоварищей следовать одному способу, а другая - другому способу действия в отношении одних и тех же вещей? Истина состоит в том, что личности людей чрезвычайно разнообразны. Поэтому люди в определенных вещах поступают по-разному. Имея в виду эту важную черту человеческой натуры, Святой Пророк разрешил различные подходы к исполнению одних и тех же обязанностей. Сам он мог подходить к исполнению их совершенно по-другому. Он делал это, чтобы показать, что человеческая натура весьма разнообразна, что разные люди не только исполняют определенные обязанности по-разному, но те же самые люди исполняют эти же обязанности по-другому в других обстоятельствах. Воздымание обеих рук во время провозглашения Такбира в продолжение ежедневной молитвы должно пониматься и приниматься в свете указанных черт человеческой природы. Известно, что Святой Пророк иногда поднимал, но иногда и не поднимал рук во время Такбира. То же самое можно отнести к произнесению слова "Аминь" во время совместной молитвы. Некоторые в это время провозглашали "Аминь" в полный голос, некоторые -нет. Святой Пророк признавал оба способа. Руки во время стояния на молитве также можно держать различным образом. Известно, что Святой Пророк и Сотоварищи держали руки во время стояния на молитве сложенными то на уровне груди, то ниже груди. И вновь, разнообразие было позволительным. В определенных пределах человек волен избирать свой собственный способ. Однако тот, кто предпочитает делать определенные вещи избранным им способом, не должен возражать, когда другие делают это иначе. Другой человек волен делать то же самое избранным им самим способом.

Вновь изложив и подтвердив все важные положения Ислама, Хазрат Мирза Сахиб примирил множество разногласий между сектами и положил конец противоречиям между ними. Эти противоречия возникали из-за несогласия по определенным способам исполнения одних и тех же обязанностей. Избавленные от этих расхождений и разногласий, мусульмане нашего времени могут теперь исполнять свои религиозные обязанности с достоинством и свободой Сотоварищей Святого Пророка.

Hosted by uCoz