Великая религиозная концепция

 

      Хазрат Мирза Баширутдин Махмуд Ахмад Второй Халиф Обетованого Мессии, пишет:

                     Третьим методом атаки на заблуждения, который использовался Хазратом Мирзой Сахибом во имя триумфа Ислама, было его разъяснение одной величайшей по значению концепции, которой учит Ислам. Эта концепция говорит об отношении каждой религии ко всем остальным. Прежде эпохи Хазрата Мирзы Сахиба общим представлением, более того, самым справедливым и правильным представлением, считалось то, что всякая религия должна относиться к другим религиям как к ложным. Помимо некоторых людей и некоторых групп, все иудеи считали Иисуса лжецом, все христиане • верили, что Святой Пророк Ислама, мир да пребывает с ним, говорил придуманное им самим, зороастрийцы относились к пророкам других религий таким же образом, а другие религии в ответ ни во что не ставили пророка Зороастризма. Последователи каждой из четырех религий относились к пророкам другой как к ложным пророкам. Воинственные диспуты между религиями приводили их к упадку. Каждая религиозная община пребывала в состоянии войны со всеми остальными, и однако же люди, обладающие чувством справедливости, могли увидеть присутствие истинности в каждой из этих религий. В любом случае, им казалось жестоким относиться к основателям других религий как к самозванцам. В сущности, на деле весьма нелегко согласиться с этим. Но где лежало решение и было ли оно?

Итогом указанных воинственных споров стала взаимная ярость и религиозный антагонизм. Индусы читали о своих собственных религиозных учителях и учились на их великих нравственных и духовных примерах, но при всем том они вынуждены были выслушивать, как другие называли этих учителей лжецами и самозванцами. Это поражало их в той же мере, как и раздражало.

  1.  

    Естественно, они полагали, что эти злоязычные люди движимы злобой и нежеланием вникнуть и понять. Сходным образом, последователи других религий читали о собственных основоположниках и убеждались в их высоких духовных качествах, и приходили в ярость, слыша, как этих основоположников оскорбляют. Возникла непреодолимая трудность. Как можно было установить правилом уважение и почтение ко всем религиозным учителям? Те, кто изучает этот вопрос без предубеждения и суеверий, не станет полагать, что Вселенский Бог избрал для Своих милостей один народ, пренебрегая всеми остальными. Никто, однако же, и не осмеливается утверждать подобного. Попросту, каждая религиозная группа всегда считала, что признание истинными основателей других религий означает опровержение их собственной религиозной позиции.

Некоторые индусы, свободные от предрассудков, изобрели решение этой проблемы. Они принялись учить, что все религии - от Бога: различные религии подобны различным путям к одному и тому же месту назначения, а индусская религия является наилучшим из возможных путей. Это изобретательное решение было открыто для двух серьезных возражений, на которые, казалось бы, не было ответа. Первое возражение состояло в том, что если все религии, как мы наблюдаем их сегодня, происходили от Бога и в конце концов вели к Нему, тогда почему их учения по жизненно важным и существенным предметам так отличались друг от друга? Мы могли бы допустить различия в некоторых деталях, однако в самих основах тогда не должно было быть никаких различий. Много путей может вести к одной усадьбе, но нелепо было бы думать, что дороги, ведущие с востока, должны привести к этой усадьбе через запад, север или юг. Они, эти дороги, могут ложиться как угодно, но их конечный пункт должен быть единым. В фундаментальных и законополагающих истинах не может быть принципиальных расхождений или отличий. Различия могут быть, например, в образе богослужения, в деталях религиозных обязанностей, однако трудно себе представить, чтобы иудеям и мусульманам Бог сказал"Я - Единственен", зороастрийцам - "Я Двойственен", христианам"Я - Тройственен", индусам - "Я - Множественен", а китайцам -
"Я - везде и Я - все". Непредставимо также, чтобы одной религиозной группе (мусульманам) Бог объявил, что Он - поверх всех вещей и превыше всякого воплощения, даже в человеческим образе, другой группе (христианам) сказал, что Он, конечно же, может воплотиться в человеческий образ, а третьей группе (индусам) поведал, что может воплотиться даже в низших животных. Опять же, невозможно, чтобы мусульманам Бог говорил, что жизнь после смерти неизбежна, а иудеям, что нет, не неизбежна, или чтобы в одно время (мусульманам) Он говорил, что мертвый не может
восстать во плоти, а в другой раз (индусам) - что может и что после смерти человеческие существа перевоплощаются в целые ряды других жизней. Короче говоря, вполне допустимо, что учения, и ходящие от Бога, могут проявлять незначительные вариации в зависимости от народа, которому адресованы (в зависимости от его эпохи, среды и так далее), но в них не может быть жизненно важной разницы и расхождений в описаниях, скажем, исторических событий или в содержании основных положений. Религиозные учения, какими мы находим их сегодня, отличаются друг от друга не только в деталях, но и в своих основах. Различия фундаментального характера нельзя приписать Вселенскому Богу, и каждое и любое из столь различных религиозных учений не может, таким образом, все равно вести к Нему.

Вторым возражением на эту либеральную индусскую концепцию является то, что в некотором смысле индусы считают свою собственную религию превосходящей все остальные (даже если последние в конечном счете все равно ведут к Богу). Индусская религия является наилучшей, наидревнейшей и так далее. Это создает очень затруднительное положение.

Ведь если Бог явил наилучшую религию в самом начале человеческой истории, что за нужда была являть впоследствии другие религии, которые хуже первоначальной?

Если человечество было в состоянии принять совершенное откровение и воспользоваться самой совершенной религией в самом своем начале, зачем было Богу посылать людям другие, менее полноценные религии в последующие времена? Кажется противным разуму думать, что наилучшая религия была послана, когда человечество пребывало во младенчестве, а потом, когда науки и искусства человечества стали гораздо более развитыми, мы должны были вкусить от несовершенных религий. Более разумно предположить, что последующие религии должны быть более совершенными, более развитыми, чем предшествующие, или, если уж не более совершенными, то по крайней мере столь же совершенными и полноценными.

Эти две трудности были непреодолимы. Для тех, кто предложил примирить религии этим индусским образом, важным вопросом был такой: каким именно представляется вам Божий Промысел руководства человечеством от ранних времен до сегодняшнего дня?

Христиане также предоставили решение проблемы конфликтующих религий. Они сказали, что Бог призвал все человечество под Свое руководство. Он сделал это через Иисуса Христа. У Бога не было любимчиков, для Него все части человечества в равной степени заслуживали Его помощи и руководства. Но даже это решение не разрешило трудности. Остался вопрос: что сделал Бог ради руководства человечеством прежде, чем Он послал Иисуса? Из Библии мы узнаем, что Благовестие Иисуса было предназначено Израилю и никому другому. Так или иначе, даже если признать, что впоследствии учителя Христианства справедливо переадресовали это Благовестие всему человечеству, вопрос все еще остается: что сделал Бог для многих миллионов людей, живших прежде Иисуса (и не бывших иудеями)? Разве они прожили вне Божьего руководства? Благовестие Иисуса не могло достичь тех, кто жил и умер прежде его явления.

Поэтому вопрос не получил удовлетворительного ответа. Статус различных религий все еще предстояло определить. Вне справедливого определения статуса различные религии были обречены на бесконечную войну между собой. Хазрат Мирза Сахиб обратился за ответом к Священному Корану и предоставил новый взгляд, новую точку зрения на проблему. Священный Коран говорит:

"И нет народа, среди которого не прошел бы Предостерегающий

его."

Аль Фатир, 35:25

Согласно этому учению, в истории человечества не было ни одного народа, который не получил бы предостережения от Бога, не получил бы для себя учителя и пророка. По Священному Корану пророки приходили во все времена и во все страны. Индия, Китай, Россия, Афганистан, страны Африки, Европы, Америки - все они получали своих пророков, как об этом учит теория божественного руководства, изложенная в Священном Коране. Поэтому, когда мусульмане слышат о пророках других народов и других стран, они не отрицают их. Они не наклеивают на них ярлык лжецов. Мусульмане верят, что другие народы также имели своих учителей. То, что другие народы имели свои писания, своих пророков и свои законы, не представляет трудности для Ислама. Это только подтверждает универсалистскую концепцию, которой учит Ислам. Так или иначе, Ислам учит, что прежние учения находились в зависимости от необходимостей и способностей народов своего времени. Совершенное учение, которое Бог в конце концов явил через Святого Пророка, мир и благословения Аллаха да пребывают с ним, пришло в то время, когда человечество оказалось достаточно развитым для того, чтобы принять это учение и извлечь пользу из него. Святой Пророк был послан ко всему человечеству. Эта концепция божественных учений является самой всеобъемлющей изо всех возможных. Никакой народ не был обделен руководством в Божественном промысле. Сегодня Ислам является единственным проводником и единственной стезей, потому что его учение - последнее и наиболее совершенное. С появлением самого совершенного учения старые учения оказываются превзойденными. Такое превосходство совершенной религии является неизбежным не только по Исламскому учению, эта неизбежность есть часть человеческой истории. Книги ранних религий не были охранены Богом.

                   Они пострадали от человеческого вмешательства. Они были иска жены. Они все еще истинны благодаря своему божественному происхождению, но они и ложны благодаря многократным искажениям, которые претерпели. Эта концепция божественного руководства в течение всех эпох, которую Хазрат Мирза Сахиб явил на свет из Священного Корана, оказалась неотразимой.

Если бы кто-нибудь взялся отвергнуть эту концепцию, он вынужден был бы придти к выводу, что Бог наделяет руководством одних людей и обделяет других, чего в отношении справедливости не приемлет никакой здравый смысл.

Если же принято, что Божье руководство приобреталось всегда и всеми, тогда истинность Ислама не подлежит никаким сомнениям, потому что Ислам - это последняя во времени религия и именно Ислам учит, каким образом Божье руководство достигало различных стран и народов.

Этот взгляд на Божье руководство имеет одно особенное при ложение. Образованные и сострадательные люди, усваивая определенные религиозные воззрения, пребывают под впечатлением от них и бывают покорены этими воззрениями. Они понимают, что вышеприведенную концепцию трудно отрицать.

Ее отрицание необходимо влечет за собою отрицание Бога.

Если же они не в состоянии отрицать Бога и Исламской концеп ции Божьего руководства, они должны принять Ислам. У них нет альтернативы. Узкий и запутанный взгляд на Божье руководство, который преобладал прежде, был преобразован Обетованным Мессией в действительно свободное от предрассудков, ясно сформулированное воззрение на Божье руководство. Это, среди прочего, делалось во имя триумфа Ислама в наши времена.

Hosted by uCoz